Статистика показывает: если экранизировать отличную игру, получится паршивое кино. Если по хорошему фильму создавать игру, выйдет тоже что-то невнятное. А что будет, если одновременно делать одно и другое? Именно таким, «киноигровым» проектом является Defiance, изначально задуманная как единство двух составляющих — кроссплатформенной MMO-action и фантастического сериала.
Сюжет Defiance забрасывает нас в не очень далекое будущее, в котором человечество уже успело познакомиться, поссориться и помириться с представителями инопланетных цивилизаций — вотанами. Все бы ничего, да второй период отношений с пришельцами оказался роковым для Земли: из сбитых людьми кораблей вотанов на планету попала какая-то бяка, трансформировавшая внешний облик привычной нам биосферы. В мире Defiance всюду разгуливают мутанты с автоматами наперевес, грибы вырастают до высоты двухэтажного дома. Один самовлюбленный ученый вознамерился вылечить планету и увековечить свое имя, однако в результате кораблекрушения герой пропал. Тут на просторы безрадостного будущего выходим мы.
После выбора класса, биографии и «верчения» ползунков, настраивающих внешность персонажа, нас приветствует незамысловатое обучение, рассказывающее о том, что тут да как. Во время его прохождения игрока неотступно преследует жуткое дежавю. Все, начиная от профессионального статуса главного героя (ark hunter) и заканчивая механикой боевого процесса, напоминает Borderlands. Перед нами большой открытый мир, под завязку набитый всякой враждебной фауной. В местных ларьках продают автоматы и пулеметы всех мыслимых и немыслимых калибров, предлагают всевозможные модификаторы оружия, а также энергетические щиты и шмотки. На своих двоих бродить по огромному острову не так-то просто; для ускоренного передвижения игроку дан автомобиль, в любой момент материализующийся рядом с героем по нажатии одной клавиши.
Однако кое-что существенно отличает атмосферу Defiance от великолепных Borderlands. И не в лучшую сторону. Во-первых, населенная большим количеством сюжетных персонажей, которых хлебом не корми — дай потрепаться с нами по рации, Defiance совершенно безлика. Лишенные и капли юмора диалоги скучны, а NPC скупы на эмоции. Один хочет спасти мир, другой ему мешает, преследуя свои интересы, третий просто настолько крут, что тыкает всем в нос пистолетом, а главный герой, как пенек, в лучших традициях Гордона Фримена хранит гордое молчание на протяжении всего приключения. Он бессмысленно батрачит на кого выпадет возможность и молчаливой тенью скользит по сюжетной линии. Выбор из четырех классов персонажа ни на что не влияет — какая разница, будете вы «механиком» или «внезаконником», если любому из них придется столкнуться с одним и тем же набором кат-сцен и диалогов?
Более значимым оказывается выбор боевой специализации. Игрок определяет основную способность, на базе которой будет строиться все его развитие. Здесь также доступны четыре варианта. Вы можете научиться уходить в невидимость, значительно ускорять свое передвижение, в разы увеличивать урон от стрельбы или же выпускать фантомного двойника, отвлекающего внимание противников.
Казалось бы, презентуя еще не вышедший сериал, игра должна была сверкнуть сценарной или «актерской» изюминкой. Однако ни сюжет, ни персонажи не вдохновляют нас на дальнейшее прохождение. Ну и ладно — интриги и скандалы, будем надеяться, станут уделом сериала. Однако в происходящем не заинтересовывают и задания. Создатели миссий явно не страдают избытком воображения. Пятьдесят процентов времени мы будем бегать с немощными NPC, изничтожая тысячи врагов и освобождая каких-то заложников, включая-выключая терминалы и подбирая сверхважные железяки. В перерывах эти же самые NPC, видимо устав от процесса, со словами «прикрывай мою задницу, пока я буду копаться в этом компьютере» отворачиваются к монитору и оставляют нас наедине с не ведающим конца «респауном» противника. Бессчетное количество дополнительных миссий, разбросанных по карте, для любителей стопроцентной статистики прохождения становится настоящей пыткой. И дело здесь не в плохой шутер-составляющей — она-то для ММО выглядит очень недурно. Проблема в мучительном однообразии, заставляющем игрока постоянно выполнять одни и те же процедуры. Перемещаться по миру также скучно — в нем нет деталей, которые было бы интересно рассматривать.
Однако все не так плохо. Социальная часть Defiance, которая касается общения игроков и самопрезентации себя в виртуальном пространстве, порой действительно заставляет погружаться с головой в мир. Здесь, правда, тоже есть свои шероховатости. Например, находясь в одном пространстве и воюя с одними противниками, союзники не могут взаимодействовать. Устраивая гонки на внедорожниках на пару с другом, вы не сможете протаранить его автомобиль — одна машина просто проедет сквозь другую. И это слегка раздражает.
Сколько в монстра ни пали, а все равно чей-то выстрел будет последним. Мир Defiance — место общего пользования. Здесь ничто не мешает объединяться в группы для совместного прохождения заданий. Радуют и изредка случающиеся события, требующие ролевого участия. Например, едете вы спокойно выполнять очередной квест. По пути вам встречается огромный монстр, добивающий одинокого охотника. Конечно, смерть в Defiance не страшна — за ней незамедлительно следует возрождение в контрольной точке. Но вы пробуждаете в себе инстинкт взаимопомощи и, бросая все свои дела, подаете руку умирающему бойцу и помогаете ему справиться с тварью. После победы он душевно благодарит вас, и вот список ваших друзей пополнился.
Наибольший потенциал проекта обнаруживается в дополнительных мультиплеерных режимах. В любой момент пользователь может обратиться к опции matchmaking, которая предлагает нам три варианта групповой игры. Это может быть или кооперативное прохождение дополнительной миссии вчетвером, или командный «десматч», или режим Shadow War. Последний представляет собой вариацию на тему удержания ключевых позиций. Главное отличие от аналогов в других играх — масштаб происходящего. Количество участников «теневой войны» может достигать 120 человек. Действо происходит на относительно большой территории, каждый из воинов обладает собственным вооружением и способностями. Все это делает данный режим действительно увлекательным.
Столь же масштабны и «аркфоллы» (arkfall) — изредка появляющиеся на карте места концентрации особо крупных монстров. Из свежевыпотрошенных тварей довольно часто выпадают полезные вещи, да и опыта за их убийство дают немало. Поэтому на места «разломов» съезжается огромное количество аркхантеров. Десятки приключенцев, палящих по тварям разноцветными лазерами и закидывающих монстров гранатами, делают из подобного сафари веселое световое шоу. Графика игры, конечно, не генерирует картины, достойные Третьяковки, однако сцены массовых побоищ впечатляют. Интерес к происходящему подогревает соревновательный момент — убивший наибольшее количество монстров аркхантер получит достойную награду.
Defiance — проект очень неоднозначный. Иногда однообразные миссии и монотонный игровой процесс вгоняют в уныние и скуку. Тем не менее при определенных обстоятельствах массовый отстрел врагов сильно увлекает. Все зависит от того, насколько плотно вы будете взаимодействовать с другими игроками, захотите ли превзойти их и стать лучшим. Ведь в сущности перед нами огромная арена для «фарминга», лишенная оригинальных квестов и собственного стиля, которые были, например, в Borderlands. Впрочем, не будем заранее клеймить проект — возможно, душа Defiance обнаружится в сериале.